Введение

Релиз нового MacBook прошёл под знаком «ноутбука будущего». Изменённый дизайн компьютера заинтриговал нас. Запах алюминия в воздухе, шёпот винтов, слышный всё сильнее по мере того, как мы, стремясь к открытиям, высвобождаем их из пазов... всё это – знаки новой эры? Apple достигла невозможного? Давайте начнём разбирать и узнаем.

Желаете стать свидетелем того, как творится история демонтажа? Подписывайтесь на Фейсбук, Инстаграм и Твиттер!

Эта статья является переводом оригинальной статьи iFixit. Перевод выполнил Леонид Клюев.

This teardown is not a repair guide. To repair your Retina Macbook 2015, use our service manual.

  1. С момента анонса 9 марта мы с нетерпением ждали возможности пощупать новый MacBook. Прежде чем забраться вовнутрь, мы окинули взглядом характеристики:
    • С момента анонса 9 марта мы с нетерпением ждали возможности пощупать новый MacBook. Прежде чем забраться вовнутрь, мы окинули взглядом характеристики:

      • 12-дюймовый Retina-дисплей с IPS-матрицей разрешением 2304x1440.

      • Двухъядерный процессор Intel Core M частотой либо 1,1, либо 1,2 ГГц (и 1,3 ГГц в качестве опции).

      • 8 ГБ оперативной памяти LPDDR3 частотой 1600 МГц.

      • 256 либо 512 ГБ флеш-памяти.

      • Графика Intel HD 5300.

      • Единственный порт USB-C.

  2. С одной стороны, мы хотим поблагодарить Apple за внедрение стандарта USB-C. С другой, выбранный для этого способ привёл к тому, что старые адаптеры оказались не у дел. Разъёмы из прошлого – MagSafe и Thunderbolt – больше не используются. Для всех задач применяется USB-C.
    • С одной стороны, мы хотим поблагодарить Apple за внедрение стандарта USB-C. С другой, выбранный для этого способ привёл к тому, что старые адаптеры оказались не у дел. Разъёмы из прошлого – MagSafe и Thunderbolt – больше не используются. Для всех задач применяется USB-C.

    • Сравним:

      • 10-ваттный USB-адаптер от iPad (слева).

      • 29-ваттный адаптер с разъёмом USB-C из комплекта MacBook (в середине).

      • 60-ваттный адаптер под разъём MagSafe 2 от MacBook Air (справа).

    • Перед нами первый MacBook на нашей памяти, который не содержит какого-либо MagSafe-разъёма. MagSafe по своей природе снижал вероятность повреждения портов и проводов, если их по неосторожности выдёргивали.

      • Надеемся, пользователи выиграют от стандартизации и не станут слишком часто ходить через натянутые провода.

    • Толщина нового MacBook составляет менее половины от толщины его предка 2009 года выпуска – 1,31 см в самом толстом месте. Вес – 0,92 кг.

    • Увесистый – шутка ли, 2,27 кг – бегемот, с которым мы сравниваем, обладает корпусом толщиной 2,74 см.

      • Apple, вероятно, сэкономила много веса, отказавшись от портов. В 2009-м в нашем распоряжении были разъёмы MagSafe, Ethernet, Mini DisplayPort и пара USB.

      • Мы бы вам посоветовали попрощаться с оптическим приводом, но уже, кажется, поздно.

    • Клавиши довольно невысоки. Из кокона вылупляется «бабочка» – так Apple назвала механизм клавиатуры. Посмотрим, улетит ли эта «бабочка» от воробушка, другими словами – приживётся ли новый механизм на фоне старого, ножничного.

    • Мы зуммируем фрагмент дисплея. Apple нарекла его «самым тонким и энергоэффективным дисплеем Retina из всех, которые когда-либо использовались на Mac». Пиксели экрана обладают большей диафрагмой, то есть внутрь проникает больше света. Отсюда – энергоэффективность без ущерба для яркости.

    • Мы пометили себе новоявленный номер модели – A1534.

    • Мы, возможно, держим в руках «ноутбук будущего», но в чём Apple держится за традиции, так это в винтах. Опять приходится откручивать винты со шлицами Pentalobe в виде пятиконечной звезды. Грусть-печаль.

    • Настало время снять старую-добрую-алюминиевую крышку корпуса. Внутри ждёт много интересного...

    • Что за чертовщина? Откуда эти кабели? Почему батарея и материнская плата прикреплены к нижней части?

    • Корпус можно начать вскрывать по старой схеме, но тогда кабели сильно натянутся. Под открытую крышку следует заглянуть с обратной стороны – только так вы сумеете добраться до коннекторов.

      • Перед нами что, iPhone прошлого поколения?

    • На замену старым пластиковым зажимам пришли новые, с футуристическими штифтами и пружинами.

    • Как и мартовский 13-дюймовый MacBook Pro, эта модель поставляется с новомодным трекпадом Force Touch. Чтобы получить пространство для манёвра, мы отсоединили кабель, идущий к трекпаду и клавиатуре.

    • За отсутствием кабеля можно положить обе части в плоском виде на стол и осмотреть поле будущей битвы.

    • Секунду, это же ноутбук, верно? Где коннектор батареи?

    • Коннектора нет, зато есть жёлтая кнопка. Бип-бип.

    • Мы уже такое видели – внутри iPad. Apple любит прятать коннекторы под материнскими платами. В лэптопе мы видим подобное впервые, поэтому настало время достать наш...

    • Медиатор! Вообще-то он необходим для отсоединения батарей, но здесь он также поможет отсоединить от материнской платы контакты.

    • Великий Кабель-Дисконнект-2015 объявляется открытым! Достаём отвёртку под трёхлучевой шлиц.

      • Такие шлицы нам по силам, ничего страшного.

    • Мы наконец-то отсоединили кабель, идущий к единственному зарядочно-передаточно-дисплейному разъёму USB-C.

      • Забавно, что разъём расположен в одиночестве, без всякой платы ввода-вывода.

    • Наверное, есть какой-то смысл в том, что «наиболее тонкий Retina-дисплей из всех» сопровождается другими конструктивными изменениями. Но более нелепый коннектор дисплея вы вряд ли встретите.

    • Ещё мы отцепили коннектор аудиоплаты, который объединяет мини-джек с двойным микрофоном.

    • Две половинки разошлись. Теперь примемся за эту вашу материнскую плату.

    • Мы аккуратно достаём эту прелестную плату из алюминиевого гнезда.

      • Apple отмечает, что плата в новом MacBook «на 67% меньше, чем в 11-дюймовом MacBook Air».

    • Используя процессор Intel Core M, Apple смогла обойтись меньшим форм-фактором и миниатюрными радиаторами.

    • Что нас впечатлило ещё сильнее, так это «бесконфликтный» процесс производства Intel Core M.

    • Радиатор обеспечивает сразу несколько точек контакта с платой, возможно даже способствуя охлаждению её обратной стороны.

    • Карты на стол! Давайте узнаем, что Apple смогла нам предложить из чипов.

      • 8-гигабайтный мобильный модуль оперативной памяти LPDDR3 – Elpida/Micron FB164A1MA-GD-F.

      • 128-гигабайтный модуль одноуровневой флеш-памяти Toshiba TH58TFT0DFKLAVF NB2953 (и ещё один такой же на обратной стороне, итого 256 ГБ).

      • Микроконтроллер NXP 11U37. Объём флеш-памяти – 128 кБ, объём статической памяти – 10 кБ.

      • Датчик температуры SMSC 1704-2.

      • Texas Instrument SN6508 (вероятно, это конвертер мощности одного типа с SN6501).

    • На обратной стороне платы:

      • Двухъядерный процессор Intel SR23G Core M-5Y31 с графикой Intel HD 5300.

      • Модуль энергоэффективной оперативной памяти LPDDR3 на 4 Гб (то есть на 512 МБ) – SK Hynix H9TKNNN4GDMRRR-NGM.

      • Второй 128-гигабайтный модуль флеш-памяти Toshiba, о котором мы упоминали шагом ранее.

      • Модуль оперативной памяти DDR3 SDRAM – Elpida/Micron J4216EFBG-GNL-F.

      • Broadcom BCM15700A2. Вероятно, это чипсет беспроводной связи.

      • Murata 339S0250. Скорее всего, перед нами разновидность Wi-Fi-модуля 339S02541 из iPad Air 2.

      • 980 YFE TM4EA231 H6ZXRI 49AQN5W GI

    • In 2011, Apple acquired Anobit, an Israeli flash memory controller designer.

    • Four years later, it looks like they might now have something to show for it—thanks to Anandtech's report that the MacBook's SSD looked a little unusual in the system profiler, we took our heat gun to the SK Hynix SDRAM to see what was hiding underneath.

    • Where we expected to see something by Samsung or Toshiba, we found an unbranded chip with a very Apple-esque part number: 338S00055.

    • Our friends at ChipWorks took a peek, and have confirmed this is definitely an Apple custom device, fabricated at TSMC. We'll have more details soon!

    • Не стоило надеяться, что батарея держится на нескольких винтах а-ля MacBook Air. Достаём грелку и карточки.

    • Новая ступенчатая батарея якобы позволила Apple «совершить невозможное – повысить ёмкость на 35%».

      • Мы-то надеялись, что подобная конструкция обеспечит дополнительное место для пары винтов или зажимов, которые мы наблюдали на корпусе. Видимо, нет.

    • Уже даже к простой крышке приходится прикладывать грелку iOpener.

    • Скребём и отчищаем. Вы только посмотрите на эти остатки клея.

    • Даже центральная ячейка батареи – и та приклеена. Как же хотелось, чтобы липкие батарейные отсеки из 13-дюймового MacBook Pro не вошли в тренд.

    • Хуже всего то, что батарея установлена в углублении и поддеть её можно, лишь опираясь карточкой на металлическую перегородку.

      • Чтобы поместить ячейки в нужные отсеки, Apple использует высокоскоростные камеры, «выявляя микроскопические различия».

      • Работать с таким уровнем точности полезно, когда необходимо где-то расположить как можно более крупную батарею. Но этот подход не вяжется с идеей об её замене.

    • Но мы её, мультисегментную, всё-таки достали.

    • Единственный порт USB-C, механизм «бабочка» для клавиатуры и вот, батарея. Всё это – передовые изобретения, которыми Apple стремится похвастаться. В компании придумали эту хитроумную батарею, чтобы обеспечить гаджет питанием.

    • 7,55 В, 39,71 Вт·ч и 5263 мА·ч – характеристики лишь ненамного превышают таковые у безнадёжно толстого 11-дюймового Air 2015 года. Впрочем, Apple смогла раскочегарить производительность батареи до такой степени, что сёрфить по интернету можно до 9 часов кряду, а смотреть видео в iTunes – до 10 часов.

      • К примеру, для Surface Pro 3 тоже заявлены 9 часов веб-браузинга, но в нём установлена несколько более крупная батарея – 7,6 В, 5380 мА·ч, 42,4 Вт·ч.

    • Мы напали на золотую жилу!.. А может, это просто диэлектрическое покрытие поверх алюминия.

    • Антенны установлены в специальных пазах внутри динамиков.

      • Если перед нами и впрямь диэлектрическое покрытие, то, судя по недавним патентам Apple, компания использует сами корпуса динамиков в качестве соединительной антенны. Тем самым в столь миниатюрном форм-факторе достигается максимальная энергоэффективность.

    • Вот мы и добрались до пресловутого трекпада. Как можно было догадаться, трекпад Force Touch выглядит чуть вкуснее своего собрата из 13-дюймового MacBook Pro.

    • Срезав скобу, мы смогли полностью разглядеть привод Taptic Engine.

    • Всего-то четыре тензометрических датчика? Нет, нужно ещё поискать.

    • Ага! Под кабелем (который, кстати, посажен на какой-то странный резиновый клей) мы нашли кое-что интересное.

    • Как мы уже знаем по предыдущему опыту с Force Touch, датчики без какого-либо заметного движения измеряют давление, которое вы прикладываете с помощью пальцев.

      • Taptic Engine обеспечивает виртуальный клик, при этом все части трекпада остаются полностью неподвижными. Обычно такая схема означает, что запчасть обладает большей прочностью.

    • Избавившись от тензодатчиков, мы обратили взор на чипы, обеспечивающие работу трекпада.

      • Контроллер тач-скрина Broadcom BCM5976.

      • Микроконтроллер ST Microelectronics 32F103 на базе ARM Cortex-M.

      • Светодиодный конвертер с внутренним ШИМ-генератором – Linear Technology LT3954.

    • Снова достаём отвёртку под трёхлучевой шлиц, и тут выясняется, что кабель разъёма USB-C на самом деле составной.

    • И его составная часть скрыта под шарниром дисплея. Как жестоко по отношению к мастеру.

      • Кто-то очень не хочет, чтобы мы меняли этот разъём...

    • Мы ещё к тебе вернёмся, USB-C.

    • Что ж, по крайней мере, в части аудио имеет место модульная система. Дочерняя плата и мини-джек снимаются легко. Но вот пара микрофонов...

    • Проклятые микрофоны спрятаны за клавиатурой.

    • Стоп, это винты, а не заклёпки? Мы в кои-то веки можем попасть внутрь? Слава богу.

      • Справедливости ради: угловой винт – это вновь Pentalobe, P2 из набора под iPhone. На самом деле Apple всё-таки не желает пускать нас дальше.

    • Спустя три винта Pentalobe...

    • И 10 винтов Philips с таинственными наклонными распорками, позволяющими крепить клавиатуру под углом...

    • И ещё два винта, которые установлены в зажимах на корпусе (см. шаг 6)...

    • А на самом деле зря мы жалуемся. Самое главное, что здесь нет клея...

    • Нет, этого не не может быть.

    • Клейкая основа (нечто вроде липкой ленты) прикреплена к клавиатуре и едва держится при отклеивании.

    • Прямо под клейкой основой вы найдёте сетку из звездообразных отверстий. Это звёзды смерти, уверяем вас. По два винта Pentalobe на каждую клавишу плюс ряд внизу и вверху – итого 83 винта без учёта трёх указанных выше.

      • Ох уж этот Джони Айв.

    • Опустошённые видом сетки из винтов сзади, мы решаем зайти спереди. Клавиши довольно легко отстёгиваются и, кажется, спокойно встают обратно на место.

    • Раз уж внутри так мало движущихся частей, не сослужит ли механизм «бабочка» хорошую службу при ремонте?

      • У нас есть опасение, что по причине «усталости пластмассы» шарнир в самом тонком месте может в какой-то момент сломаться... Но давайте доверимся Apple. Будем надеяться, в компании учли подобный риск.

    • Кронштейн каждой из клавиш держится в крошечных зажимах. Как мило.

    • Теперь необходимо снять дисплей и добраться до проклятого разъёма USB-C!

    • Напоминаем, что USB-C позволяет сразу и осуществлять зарядку, и обмениваться данными, и транслировать видео.

      • Невозможно не задуматься, почему Apple ограничилась одним портом. Всякий раз, когда вы захотите зарядить нотбук и одновременно воспользоваться каким-нибудь USB-девайсом, вам потребуется адаптер за 5990 рублей.

      • Некоторые критики также говорили, что USB-C хоть и способствует внешнему виду ноутбука, но при этом может вызвать проблемы с безопасностью.

    • USB-C обеспечивает скорость до 10 Гб/с и двунаправленный поток мощности 20 В/5 А, а его симметричное исполнение призвано решить все ваши проблемы с USB.

    • Отказавшись от полосы светодиодов со светопроводящей матрицей, Apple установила по одному диоду под каждой кнопкой.

    • А на обратной стороне мы нашли:

      • Ряд из четырёх аппаратных светодиодных ШИМ-драйверов Texas Instruments TLC5951.

      • Пару расширителей ввода-вывода NXP PCAL6416A.

    • Apple говорит, что такая конструкция гарантирует ровное освещение всей клавиатуры и при этом обеспечивает более высокий уровень энергоэффективности.

      • Производитель печатных плат Compeq по итогам марта заявил о росте своей выручки.

    • Ремонтопригодность 12-дюймового MacBook с дисплеем Retina – 1 балл из 10 (при 10 баллах починить устройство не составляет труда).

      • Проприетарные винты Pentalobe продолжают портить вам жизнь, а новая схема прокладки кабелей ещё больше усложняет процедуру.

      • Чтобы заменить универсальный порт ввода-вывода, требуется поработать отвёрткой под трёхлучевой шлиц. Кроме того, разъём скрыт под шарниром дисплея.

      • Батарея целиком и очень качественно приклеена к нижней части корпуса.

      • Дисплей Retina – это по-прежнему единый юнит без отдельного защитного стекла. Если экран нужно будет заменить, эта операция влетит вам в копеечку.

      • Процессор, а также оперативная и флеш-память установлены на одной материнской плате.

Особая благодарность этим переводчикам:

77%

Jasper Fleischhauer is helping us fix the world! Хотите внести свой вклад?
Начните переводить ›

Комментариев: 16

Hello,

Have you checked the content of the power adapters?

patrice Hamard - Ответить

Le commentaire. As you say, pentalobe is tamperproof, and surely most of us now have a screw driver set? About time we forgave Apple, and it's good for your merchandising business ;-)

Tom Wiersma - Ответить

Yeah I'm thinking the same… I vaguely got the point behind the complaints when iPhone 4 came out, but that is now five years ago, and I am sure that anyone trying to fix the MacBook has ordered some part for one of the *last five iPhone models* and gotten the pentalobe screwdriver with it, so… And then the tri-wing screws just get a quick mention, although tri-wing screwdrivers are far less common by now, which just isn't fair :D

overtension -

About the battery in the lower case, I think it's a rather good idea (the MacBook Air way would have been better), you can just replace the bottom case. At least it's a compromise

nic - Ответить

I could not find - what sound chip is used inside?

Yaroslav Serhieiev - Ответить

Просмотр статистики:

За 24 часа: 67

За 7 дней: 559

За 30 дней: 2,351

За всё время: 506,643